Часы работы с 9:00 до 17:30, выходной субб/воскр
30 шт
Минимальная партия (тираж) для заказа

Как появились игральные карты

Поговаривают, что первые бумажные игральные карты, подобные современным, придумали в Китае в 12 веке или ранее. Их прототипом стали корейские игральные карты околомагического содержания, а также китайские деньги с рисованными обозначениями своего достоинства. В то время было принято классифицировать предметы по четырем сторонам света — отсюда и четыре масти. В 13 веке попав в Европу, карты «заразили» весь мир.

Древняя колода китайских карт состояла из 120 листов: по 30 карт четырех мастей. Карты выглядели как полоски, шириной не более 10 см, исполнялись из картона. Среди мастей: монеты разного достоинства.

В Европе масти китайских карт переврали, так как истинного их значения европейцы не поняли. Так появились масти денариев, треф, мечей и кубков. Сами карточные игры – результат народного творчества, обозначить авторов не представляется возможным.

В Египте были распространены свои четыре масти: монеты, клюшки, мечи и кубки. Изображать людей на картах там было запрещено, поэтому изображались популярные предметы быта.

Каждая страна пыталась переделать карты под себя, отсюда такое разнообразие и колоритность изображений.

Итало-испанская колода состояла из следующих мастей: мечи (пики), кубки (черви), палицы (трефы), монеты (бубны). В ней было 50 карт, которые начинались с единицы и заканчивались девяткой. Существовал вариант колоды с дополнительной «Королевой».

Немецкая колода превратила мечи в листья, кубки в сердца, палицы в желуди, монеты в бубенцы. В общем, кто во что горазд.

Карты, которыми привыкли пользоваться мы — французская вариация, только урезанная с 54 до 36 карточек. Популярнейший у нас рисунок карт создал в середине 19 века академик живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. Его колода называется «Атласные карты». В творчестве своем он ориентировался на традиционные северо-немецкие рисунки.  

Интересно, что во многих колодах прототипами дам, валетов и королей служили реальные люди или мифические герои.

Так во французских картах были следующие персоналии:

  • Пиковый король — Царь Давид
  • Бубновый король — Юлий Цезарь
  • Трефовый король — Александр Македонский
  • Дама червей — Юдифь
  • Дама пик — Афина Паллада ( в некоторых версиях Минерва или Жанна д'Арк)
  • Дама бубен — Рахиль
  • Дама треф — Аргина
  • Червовый валет — Этьен де Виньоль (советник Жанны д'Арк , герой народного фольклора).
  • Пиковый валет — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого.
  • Бубновый валет — Гектор (рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
  • Валет треф — Ланселот.

На одной из популярных российских колод «Русский стиль» были свои монархи, в том числе: трефовая дама — княгиня Елизавета Федоровна , червовая дама — княгиня Ксения Александровна. Образы воссоздавались по фотографиям с костюмированного бала, который прошел в феврале 1903 г. В Зимнем дворце. Эскизы костюмов для мероприятия разрабатывал художник Сергей Соломко.

Стоит заметить, что подобие карточных игр существовало еще до изобретения бумаги. На металлических плашках, кусках кожи и коры, а также на костяных табличках древних людей можно найти изображения зверей и предметов, которые напоминают игральные карты.

Со временем карты стали популярнейшим развлечением отчасти из-за компактности и универсальности — не требуется игрального поля и бесконечное количество вариаций игр.

Заказать изготовление уникальной колоды карт со своим дизайном можно в нашей типографии.