Как появились игральные карты
Поговаривают, что первые бумажные игральные карты, подобные современным, придумали в Китае в 12 веке или ранее. Их прототипом стали корейские игральные карты околомагического содержания, а также китайские деньги с рисованными обозначениями своего достоинства. В то время было принято классифицировать предметы по четырем сторонам света — отсюда и четыре масти. В 13 веке попав в Европу, карты «заразили» весь мир.
Древняя колода китайских карт состояла из 120 листов: по 30 карт четырех мастей. Карты выглядели как полоски, шириной не более 10 см, исполнялись из картона. Среди мастей: монеты разного достоинства.
В Европе масти китайских карт переврали, так как истинного их значения европейцы не поняли. Так появились масти денариев, треф, мечей и кубков. Сами карточные игры – результат народного творчества, обозначить авторов не представляется возможным.
В Египте были распространены свои четыре масти: монеты, клюшки, мечи и кубки. Изображать людей на картах там было запрещено, поэтому изображались популярные предметы быта.
Каждая страна пыталась переделать карты под себя, отсюда такое разнообразие и колоритность изображений.
Итало-испанская колода состояла из следующих мастей: мечи (пики), кубки (черви), палицы (трефы), монеты (бубны). В ней было 50 карт, которые начинались с единицы и заканчивались девяткой. Существовал вариант колоды с дополнительной «Королевой».
Немецкая колода превратила мечи в листья, кубки в сердца, палицы в желуди, монеты в бубенцы. В общем, кто во что горазд.
Карты, которыми привыкли пользоваться мы — французская вариация, только урезанная с 54 до 36 карточек. Популярнейший у нас рисунок карт создал в середине 19 века академик живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. Его колода называется «Атласные карты». В творчестве своем он ориентировался на традиционные северо-немецкие рисунки.
Интересно, что во многих колодах прототипами дам, валетов и королей служили реальные люди или мифические герои.
Так во французских картах были следующие персоналии:
- Пиковый король — Царь Давид
- Бубновый король — Юлий Цезарь
- Трефовый король — Александр Македонский
- Дама червей — Юдифь
- Дама пик — Афина Паллада ( в некоторых версиях Минерва или Жанна д'Арк)
- Дама бубен — Рахиль
- Дама треф — Аргина
- Червовый валет — Этьен де Виньоль (советник Жанны д'Арк , герой народного фольклора).
- Пиковый валет — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого.
- Бубновый валет — Гектор (рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
- Валет треф — Ланселот.
На одной из популярных российских колод «Русский стиль» были свои монархи, в том числе: трефовая дама — княгиня Елизавета Федоровна , червовая дама — княгиня Ксения Александровна. Образы воссоздавались по фотографиям с костюмированного бала, который прошел в феврале 1903 г. В Зимнем дворце. Эскизы костюмов для мероприятия разрабатывал художник Сергей Соломко.
Стоит заметить, что подобие карточных игр существовало еще до изобретения бумаги. На металлических плашках, кусках кожи и коры, а также на костяных табличках древних людей можно найти изображения зверей и предметов, которые напоминают игральные карты.
Со временем карты стали популярнейшим развлечением отчасти из-за компактности и универсальности — не требуется игрального поля и бесконечное количество вариаций игр.
Заказать изготовление уникальной колоды карт со своим дизайном можно в нашей типографии.